Зачем человек познает себя в юности

Зачем человек познает себя в юности

zachem_chelovek_poznayet_sebya_v_yunosti

Мы уже писали о том, зачем человек познает себя в первой статье на эту тему, где обозначили четыре основные причины самопознания.

Поскольку человек сознает своё взаимодействие с окружающим миром и собственными потребностями в процессе развития, то целесообразно рассмотреть возрастные особенности самопознания. Выясним основные аспекты познания себя в юношеском возрасте.

Содержание:

1. Что такое самопознание?

2. Психологический конфликт «Я – идеальный» и «Я – реальный» в юношестве.

3. Усугубление внутреннего конфликта устоями потребительского общества.

4. Как сгладить внутриличностные рассогласования в подростковом и юношеском возрасте.

5. Вместо заключения.

1. Что такое самопознание?

Напомним читателям, что самопознание – это осознание человеком своих субъективных, скрытых zachem_chelovek_poznayet_sebya_v_yunostiотличий от других людей и окружающего мира, своих жизненных потребностей, стремлений, мыслей и чувств, соотнесение их с нормами и устоями социума с целью определить своё место в нем.

Доктор педагогических наук по психологии, профессор В. С. Мерлин писал, что самосознание включает в себя такие категории, как: «сознание своей тождественности; своего собственного «Я» — как активного, деятельного начала; своих психических свойств и качеств; а также определение системы социально-нравственных самооценок».

Все эти категории взаимосвязаны между собой как генетически, так и функционально, но формируются у человека не одновременно, а постепенно с возрастом.

Трехлетний ребёнок уже начинает понимать местоимение «Я». В семь лет он способен оценивать себя. Но, вопрос: «Зачем человек познает себя» задается в подростковом и юношеском периоде, когда активно развиваются осознание своих психических качеств и осознанная самооценка. В это время завершается формирование социально-нравственных оценок молодого человека под воздействием мнений окружающих, результатов собственных поступков и утвердившегося статуса в среде сверстников.

2. Психологический конфликт «Я – идеальный» и «Я – реальный» в юношестве.

Между тем, не все так просто с познанием себя в подростковом и юношеском возрасте.

Когда подростку 14 — 15 лет, он начинает настороженно относиться к мнению окружающих, интересоваться тем, каким его видят друзья и близкие, оценивать свое тело, внешность, ум, моральные качества, коммуникабельность, смелость суждений и поступков. Так формируется «Я – идеальный» — образ, состоящий из определенных качеств собственной личности, которые нужны, по мнению индивида, для достижения совершенства. Идеальное «Я» молодой человек считает своей высшей ценностью и старается стремиться к нему.

Действительно образ «Я-идеальный» важен для развития личности, процесса вхождения индивида в социум и для поддержания его самооценки на высоком уровне.

Однако зачастую, набор желаемых качеств и способностей «Я-идеальный» является продуктом культуры, норм поведения, общественного мышления, веяние моды той социальной среды, в которой мы живём. Иными словами, идеалы формируются под давлением социума.

Первое и главное влияние на формирование идеального «Я» оказывают родители, семья, позже — детскийzachem_chelovek_poznayet_sebya_v_yunosti сад, школа, вуз. Набор качеств «Я-идеальный» является строго индивидуальным, и изменяется в течение жизни. Но он почти всегда сталкивается с несоответствием «Я-реальный». Это происходит, когда предъявляемые требования и стандарты не соответствуют возможностям подростка, не учитывают его собственных интересов и склонностей. В таком случае набор юного идеалиста терпит поражение, а сам он обречен на неудачу и потерю самоуважения.

Кроме того, усугубляет расхождение между идеальным и реальным «Я» далекий от реальности, завышенный критерий внешней привлекательности юношей и девушек, основанный на стереотипах мужской мускулистости и женской красоты.

Один из выдающихся психоаналитиков Карен Хорни, считал, что «внутриличностное рассогласование может пойти по двум путям: человек начнет прикладывать максимум усилий и усердия, чтобы соответствовать ожидаемым результатам и собственным мечтаниям, или при его низкой рефлексии (обращении внимания на самого себя и на своё сознание) внутренний конфликт может перерасти в психическое заболевание».

3. Усугубление внутреннего конфликта устоями потребительского общества

Отвечая на вопрос: «Зачем юный человек познает себя», нельзя не остановиться на социально-нравственных устоях нашего потребительского общества, усугубляющих внутренний конфликт молодого человека.

Почему самопознание и духовное развитие человека не является потребностью в нашем обществе, можно узнать из одноименного материала.

zachem_chelovek_poznayet_sebya_v_yunostiВ потребительской среде «крутым» с точки зрения молодых людей является тот, кто имеет дорогие модные вещи: одежду, аксессуары, гаджеты, машины и др. Таких «крутых» парней любят девушки.

Но в нашем обществе, где достойно заработать на жизнь, на содержание семьи, воспитание и обучение детей большинству людей невозможно, подростки из таких семей не могут иметь модных дорогостоящих вещей. Это формирует у них комплекс неполноценности, снижает личностную оценку.

Нравственные принципы нашего потребительского общества давно находятся на задворках, поскольку стремление к деньгам любым путём: обманом, жульничеством, мошенничеством, стало закономерностью, негласно поощряемой на всех уровнях власти и общественных институтов (экономики, политики, образования, здравоохранения и др).

Однако человек – существо нравственное, созданное Высшим разумом в любви и для любви. Ведь ребенок зачинается в соитии двух влюбленных и рождается для роста и развития в семье в окружении любящих его родных и близких.

К сожалению, в потребительском обществе любовь вытесняется недостатком благ для нормального существования семьи, роста и взросления детей, бытовыми проблемами и др.

Конечно не все семьи испытывают нехватку средств для достойной жизни.  Но значительная часть населения страны поставлена в такие рамки, в которых невозможно достойно обеспечить своих детей необходимыми благами.

Тем не менее многие люди стараются изо всех сил заработать, целыми днями пропадая на службе, в производстве. Ссорятся с женами, требующими денег на содержание детей, ведение хозяйства, разводятся, снова вступают в брак… А при этом не учитывают внутреннего состояния их детей, которым, прежде всего нужны родительская любовь, полная семья, взаимопонимание, поддержка. И только потом – деньги и дорогие гаджеты.

Дети тоже этого не осознают, стремясь к потребительству, навязанному устоями современного общества. Получается порочный круг – родители уделяют мало времени воспитанию детей, так как нужно много работать, чтобы содержать семью, а подростки, сопоставляя свое идеальное «Я» с реальностью начинают понимать, что все качества, которые они видели в себе, идеальном, никак не могут реализоваться в реальнойzachem_chelovek_poznayet_sebya_v_yunosti их жизни.

На пути этой реализации стоят непонимание родителей, нехватка средств, конфликты со сверстниками, учителями, работодателями, чиновниками общества, в котором попираются права и свободы индивидуума.
Так конфликт «Я» идеального и реального в юношеском возрасте обостряется.

Хорошо, если у молодого человека полная семья и мудрые родители, которые своим жизненным примером воспитывают детей, любят их, понимают, всегда поддерживают, и тем самым помогают им понять, зачем человек познает себя, как выбрать свое место в жизни, согласно индивидуальным способностям и стремлениям.

Но если в подростковом, юношеском периоде нет психологической и материальной поддержки со стороны родителей, близких, несоответствие своего «Я –идеальный» и «Я –реальный» может привести к суициду, агрессии и увечью преподавателей и сверстников. Это – в крайнем случае, а в большинстве историй внутренний конфликт приводит молодого человека к разочарованию, неверию в свои силы, в своё предназначение в жизни.

4. Как сгладить внутриличностные рассогласования в юношеском возрасте

Что же нужно молодому человеку, чтобы его самопознание принесло плоды зрелости и психологической гармонии в быстро изменяющемся и непредсказуемом потребительском обществе, ?
На мой взгляд, нужны три основные позиции:

  • Безусловная любовь родителей — полное и целостное принятие подростка со всеми его достоинствами и недостатками.

Почему человек должен быть самим собой, а не угодным для социума, читайте в материале «Влияет ли самооценка на поведение человека».

Мы – родители зачастую любим своих детей собственнической любовью, излишне беспокоимся о них, нервничаем, хотим во всем подстраховать, предупредить, считая, что больше знаем и умеем. Более того, требуем от подростков высоких оценок и головокружительных успехов. Тем самым подрываем их уверенность (доверие) к себе, усиливаем несоответствие их идеального «Я» с реальным, способствуем их психологическому нездоровью.

Только уверенный в себе молодой человек, может чувствовать свои потребности, добиваться в жизни успешного исполнения своих планов без оглядки на одергивание со стороны взрослых.

Психолог Людмила Петрановская считает, что психологическое здоровье гораздо важнее, чем какие-то успехи, которые бессмысленны, если подросток психологически неблагополучен.

Только безусловная любовь и доверие со стороны родителей могут помочь подростку выдерживать стресс и восстанавливаться в современном непонятном и динамичном мире.

  • Помощь в формировании жизненных ценностей силой собственного родительского примера. Фундаментальные жизненные ценности у подростков начинают закладываться в семье.

Однако в нашем потребительском двусмысленном обществе порою и взрослые не понимают, где хорошо, где плохо. А детям ещё труднее разобраться с внутренними ценностями. Поэтому задача взрослых не только определиться самим с добром и злом, но и в процессе саморазвития и соответственных действий, демонстрировать и прививать правильные идеалы и нормы поведения своим подрастающим детям.

  • Взаимопонимание и поддержка молодого человека при совершении им ошибки, как неизбежной составляющей обучения и развития.

Почему-то в нашей культуре укоренилось отношение к ошибке, как к ужасному происшествию. Сразу виним ошибшегося, особенно достается детям. Из-за их ошибок мы сами расстраиваемся и ругаем виновника. А если наш взрослый ребенок ошибся с выбором института, профессии, или не хочет идти учиться (работать) по выбору родителей – это вообще катастрофа в семье.

А ведь ошибается тот, кто учится, осваивает новую деятельность. Если вы не ошибаетесь, значит хорошо освоили данное занятие или действие. Зачем же делать трагедию из ошибки подростка, ведь он только начинает учиться жизни?! Ругая ребенка за ошибку, мы вселяем в его душу разлагающее чувство вины и мысль, что его не любят.

Нам пора учиться относиться к ошибке как к точке роста, поскольку, только ошибаясь, человек постигает новое, ещё не ведомое, растет и развивается. Тогда мы сможем оказать родительскую поддержку нашим подросткам, чтобы они могли спокойно сделать определенные выводы из своей ошибки и скорректировать самопознание и самореализацию.

  • Поощрение свободы выбора и самостоятельности в разумных пределах.

Трудное это дело для современных родителей, поощрять свободу детей, в то время, как непредсказуемое общество требует усиления контроля за детьми в целях их же безопасности. Тем не менее нужно приучать подростков к самостоятельности и осторожности, предоставлять право выбора, учить ориентироваться в море информации, добывать и структурировать ее, определять достоверную информацию. Также не забывать хвалить детей за ответственные поступки, правильный выбор, что повышает их самооценку.

5. Вместо заключения

Размышления о том, зачем человек познает себя в юном возрасте, можно подытожить следующим образом: окружающий мир и cоциальная среда, влияющие на самопознание молодого человека, могут многократно изменяться, но незыблемой остается природа создания человека Вселенским разумом, как носителя безусловной любви к себе и ближнему.

Любовь, заложенную в сердце человека с самого его рождения, «искушают» пороки, навязываемые внешним миром и окружением, в котором живет индивид.

В юности трудно сразу это понять. Но взрослея, нарабатывая личный жизненный опыт, формируя своё мировоззрение и понимание смысла жизни, человек преодолевает юношеские внутриличностные рассогласования внутреннего «Я».

И это происходит только в том случае, если мыслящий человек находит в своем сердце любовь – энергию света Вселенной, развивает её, а также хорошо ориентируется в современном информационном пространстве, извлекает полезные сведения для себя и своей семьи, находит свое жизненное предназначение и реализует свой творческий потенциал.

Хочется закончить статью словами мудрого древнего персидского поэта Руми: «Счастье — это петь свою песню…Как птица… Не обращая внимания на то, кто слушает…И что они об этом думают».

Желаю Вам, мои дорогие читатели, познавать себя, прислушиваясь к своему сердцу!

Отыщите и пойте свою песню, и будьте счастливы!